Офис класса B.

 Офис класса B, кабинетная планировка.

Подробнее

Снять офис в аренду. Офис после ремонта

комбинация кабинетов и открытого пространства.

Подробнее

Все свободные площади

Главная > Планировка офиса. Организация офисного пространства.

Планировка офиса. Организация офисного пространства.

Планировка офисных помещений. Рациональная планировка офиса.

Чтобы правильно подобрать офисное помещение, необходимо оценить его по некоторым параметрам, имеющим важное значение при пользовании, и в частности, решить как будет устроена организация офисного пространства. Правила по расстановке мебели и созданию уюта в офисе в этой статье не рассматриваются. Ориентируйтесь на собственный вкус и не забывайте про "чувство меры". Вся нижеизложенная информация может быть применена к условно "демократическому" формату офисных помещений, класса " для работы".

Помещение из одной комнаты.

Главными оценочными параметрами офисного помещения, с точки зрения удобства пользования,  следует  назвать пропорции геометрических размеров комнаты, влияющие на освещенность рабочих мест. Если большая сторона комнаты расположена вдоль окон, а форма помещения представляет собой прямоугольник, с соотношением сторон 2:1, то это помещение наиболее рационально и может быть принято за "идеал". Оценка помещению 100%. Если форма представляет собой квадрат (соотношение сторон 1:1 ), то оценка падает до 75%. Если окна расположены в меньшей стене и соотношение сторон представляет собой пропорцию 1: 2, то оценка 50%. На практике "идеал"  почти не встречается. Иногда помещения имеют квадратную форму. Наиболее часто предлагается третий тип с различными вариантами. Эти оценочные соображения распространяются на все помещения офиса, в котором более одной комнаты.

Поэтому рациональные пропорции помещения, обеспечивающие максимальную освещенность рабочих мест - залог правильного выбора помещения.

Многокомнатные помещения.

Для многокомнатных офисов существуют дополнительные параметры, которые обязательно должны быть учтены. Например, так называемый "коридорный коэффициент", аналогичный по своей сути коэффициенту полезного действия - К.П.Д. Если в помещении нет явно выраженного и выделенного стенами коридора, то его опять таки можно принять за "идеал" с оценкой 100%. Офис, в котором коридор, как таковой отсутствует, выглядит "компактным", а присутствующие проходы такие же как в однокомнатном помещении. Если без коридора все таки на обойтись, то рациональным можно считать офис с коридорным коэффициентом менее 14-18% от общей площади офиса. Помещения с большим показателем по К.П.Д., являются менее рациональными, или относятся к другим форматам, отличным от "рабочего". Например "представительского" или "VIP" класса и пр. На офисную тему много интересных статей о том,  какими должны  быть офисные помещения, и очень мало рассказывается о рациональном  планировании рабочего пространства. Ни один руководитель не захочет оплачивать лишнюю площадь, никоим образом не задействованную в рабочем процессе. Поэтому очень важную роль играет планировка офисного помещения, в значительной мере определяющая его функциональность. Остановимся на габаритах комнат и начнем с рабочего места.

Поскольку рабочее место, как правило, заполняется универсальным оснащением из магазина, то основным параметром, определяющим, комфортность рабочей среды является ширина стола плюс ширина  прохода к нему. Наиболее приемлемым пространством для рабочего места может быть признан размер два на три метра, т.е. 6 кв.м на человека. Поэтому стандартные комнаты с площадью, кратной 6 кв.м, являются наиболее часто встречающимися. Следует заметить, что сооружать комнату на одно рабочее место в 6 кв.м нецелесообразно, так как  удельные затраты на один квадратный метр велики, а коэффициент полезного действия мал. Кроме того, в процессе эксплуатации такой комнаты возникает ряд отрицательных моментов, как например, неудобство в пользовании  кондиционером. Как ни направь поток охлажденного воздуха, избежать негативных последствий для здоровья не удастся.

На практике наиболее целесообразна площадь комнаты начиная с 12 кв.м, которая подходит, как для кабинета руководителя (для небольшой фирмы), так и для размещения в ней двух человек. Самым универсальным и наиболее  часто встречающимся считается размер комнаты в 18 кв.м (6х3), обусловленный как стандартами проектирования и строительства, так и удобством пользования. В подобной комнате можно устроить кабинет руководителя для фирмы среднего масштаба, или с комфортом разместить уже трех человек. При экономичном  варианте посадки можно вместить четверых, но при этом работникам точно будет неудобно. Допустимым считается "перегруз" на одно рабочее место в 10%, максимально допустимым в 15%. Поэтому четверым сотрудникам в комнате 18 кв.м, c  "перегрузом" в 25%, явно будет дискомфортно.

При оценке удобства офиса обратите также внимание, что ширина комнаты не должна быть менее 2,8 м, а соотношение ширины и длины должно быть не более чем один к двум. Иначе комната получится непропорциональной и мало пригодной. Комната шириной менее чем 2,8 м считается узкой, потому что свободное пространство между столом и стеной, так называемый "проход", получается менее 0,8 м. и вызывает неудобство при пользовании. Нормальная величина "прохода" в офисных помещениях составляет величину в 1,0-0,8 м. При большей ширине прохода у пользователей возникает искушение заполнить пространство офисной мебелью, что опять таки может вызвать сужение оставшегося "прохода", а весь кабинет будет выглядеть как нагромождение. Поэтому, оценивая помещение, заранее проектируйте расстановку мебели на рабочих местах и не допускайте сужения проходов. Избегайте нагромождения мебели и не снижайте этим производительность труда офисных работников.

Изложенный подход к оценке удобства помещений позволит Вам выбрать наиболее рациональный тип офиса. Помните, функциональным офис становится только тогда, когда он наиболее полно соответствует технологиям, присущим именно Вашему бизнесу. Наиболее общие требования, удовлетворяющие большинство пользователей и поэтому очевидные,  давно реализованы западными девелоперами в специализированных проектах бизнес центров, различающихся по классу и формату.

Общие правила оценки удобства многокомнатного офиса - минимум коридоров, проходы не менее 0,8 м, правильная форма комнат.

Организация офисного пространства в больших помещениях.

Правило первое.  Планирование офисного пространства должно  отражать групповые интересы работников и целиком подчиняться условию управляемости офисом. Коллектив любого офиса состоит из нескольких, порой несвязанных друг с другом групп, например отдел продаж, секретариат  и бухгалтерия. Поэтому отдельные зоны офиса  должны быть оконтурены либо стенами/перегородками, либо отделяться мебельными приспособлениями. В любом случае планировка офисов должна  соответствовать интересам этих функциональных групп.

Правило второе. Офисное помещение  также следует ограничивать по величине,  исходя из удобства пользования им одновременно одной группой людей, которые в процессе работы будут мешать друг другу. Из опыта известно, что комнаты площадью более 36 кв.м уже начинают быть шумными и неудобными и требуют дополнительных мероприятий по организации рабочего пространства в виде установки  дополнительных офисных перегородок. Наиболее рациональным вариантом разграничения офиса можно признать невысокие до 1,5 м высотой пластиковые или стеклянные перегородки, зачастую размещаемые в больших залах по так называемому типу организации офиса - «openspace», (рис.1). Этот "западный" тип организации пространства наиболее экономичен по затратам, позволяет наиболее плотно разместить работников, но при размерах помещения более 150- 200 кв.м,  офис начинает напоминать ярмарку. Становится слишком много отвлекающего шума и перемещений. И тут не обойтись, опять таки, без дополнительных мероприятий по рациональному зонированию площади за счет более высоких перегородок или даже капитальных стен, (рис.2).

планировка офисов

Рис 1. Пример "открытой" планировки офиса.

Рациональное планирование офисного пространства

Рис 2. Пример зонирования пространства в офисе (проект).

На российском рынке наиболее востребованным форматом офисного помещения является классический стандартный «кабинетный тип»,  с явно выраженным коридором и анфиладой дверей. Иногда даже в таком офисе не предусмотрено место для секретаря или сотрудника охраны. В подобном помещении у посетителей возникает чувство дискомфорта и без дополнительной навигации и консультаций по мобильному телефону  быстро найти нужный кабинет проблематично. Главным недостатком этого формата  является  разобщенность  коллектива. Каждая группа работников постепенно недобирает информацию  об общих целях всей компании и замыкается на решении собственных задач. Общий темп работы компании снижается и падает производительность труда. Да, очень уютно чувствовать себя в отдельном кабинете, но с точки зрения руководителя, такой способ  организации  работы  компании заведомо  будет проигрывать способу размещения, в котором обмен информацией  обеспечивается форматом помещения и одновременно  способствует сплочению коллектива.

Главным правилом для формирования "идеальных" офисов следует считать комбинацию форматов, состоящую из  необходимого количества кабинетов и рабочих пространств с применением мер по ограничению их масштабов, в том числе  за счет зонирования, для уменьшения шума на рабочих местах.

В качестве примера приводим план офиса с комбинированием форматов, где часть офиса имеет кабинетную планировку, а часть, или несколько частей выполнены в виде открытого пространства. В подобном сочетании нивелируются недостатки каждого отдельно взятого формата, а достоинства только увеличиваются (Рис 3).

Планировки офисных помещений. План офиса.

Рис 3. План офиса. Пример сочетания форматов 

Сочетание двух форматов и дизайнерских решений позволяют получить тот самый рациональный офис, где работать и приятно и  плодотворно. Офис, где можно при необходимости сосредоточиться и одновременно обеспечить коллективное общение.

Реальные офисы с планировками, выполненными с использованием вышеприведенных правил приведены на нашем сайте на странице Планы офисов.

Приятной Вам работы!