Рациональная организация офисного пространства и планировка офиса
Свободные площади
Аренда ОСЗ

Планировка офиса. Организация офисного пространства.

 

Рациональная планировка офиса и пропорции его элементов.

 

Проект офиса начинается с анализа структуры компании.

Идеальная планировка офиса представляет собой "скан" структуры Вашей компании, только графический. Чтобы правильно спроектировать или подобрать готовое офисное помещение, необходимо проанализировать списочный состав работников по характеру их деятельности. Определить группы с одинаковой или близкой по характеру работой. Если кратко, то количество групп дает количество помещений. Количество работников в группе дает требуемую площадь помещения. Далее немаловажно оценить офис в отношении наличия комфорта и коммуникабельности групп. Это можно сделать  с помощью оценочных параметров. Но сначала надо понять, какая будет организация офисного пространства, обеспечивается ли взаимодействие групп, насколько офис удобен.

Правила по расстановке мебели и созданию уюта в офисе в этой статье не рассматриваются. Ориентируйтесь на собственный вкус и не забывайте про "чувство меры". Вся нижеизложенная информация может быть применена к условно "демократичному" формату офисных помещений, класса " для работы". Про офисный дизайн Вы сможете прочитать на этой на странице. 

  Пропорции помещения для офиса из одной комнаты.

Главными оценочными параметрами офисного помещения, с точки зрения удобства пользования,  следует  назвать пропорции геометрических размеров комнаты, влияющие на освещенность рабочих мест. Если большая сторона комнаты расположена вдоль окон, а форма помещения представляет собой прямоугольник, с соотношением сторон 2:1, то это помещение наиболее рационально и условно может быть принято за "идеал". Оценка помещению 100%. Если форма представляет собой квадрат (соотношение сторон 1:1 ), то оценка падает до 75%. Если окна расположены в меньшей стене и соотношение сторон представляет собой пропорцию 1: 2, то оценка 50%. На практике "идеал"  встречается редко. Иногда помещения имеют квадратную форму. Наиболее часто предлагается третий тип. Эти оценочные соображения распространяются на все помещения офиса, в котором более одной комнаты.

Поэтому проект офиса, предусматривающий рациональные пропорции помещения, обеспечивающие максимальную освещенность рабочих мест - залог правильной капитализации вложений.Такой офис будет всегда востребован потребителем.

  Многокомнатные помещения.

     планировка офиса на 100 кв м  Организация офисного пространстваДля многокомнатных офисов существуют дополнительные параметры, которые обязательно должны быть учтены. Например, так называемый "коридорный коэффициент", аналогичный по своей сути коэффициенту полезного действия - К.П.Д. Если в помещении нет явно выраженного и выделенного стенами коридора, то его опять таки можно принять за "идеал" с оценкой 100%. Офис, в котором коридор, как таковой отсутствует, выглядит "компактным", а присутствующие проходы такие же как в однокомнатном помещении. Если без коридора все таки не обойтись, то рациональным можно считать офис с коридорным коэффициентом менее 14-18% от общей площади офиса. Помещения с большим показателем по К.П.Д., являются менее рациональными, или относятся к другим форматам, отличным от "рабочего". Например "представительского" или "VIP" класса и пр. На офисную тему много интересных статей о том,  какими должны  быть офисные помещения, и очень мало рассказывается о рациональной организации или структуре  пространства. Рационально - это когда не оплачивается лишняя площадь, никоим образом не задействованная в рабочем процессе. Поэтому очень важную роль играет планировка офисного помещения, ее функциональность и полезность для работы, что в совокупности можно определить как рациональность.

План офиса с минимальными коридорами приведен на рисунке слева. Рисунок офиса без коридоров находится справа. планировка офиса без коридоров

Остановимся на габаритах комнат и начнем с рабочего места.

Площадь рабочего места, размеры комнаты и площадь офиса.

Поскольку рабочее место, как правило, заполняется универсальным оснащением из магазина, то основным параметром, определяющим, комфортность рабочей среды является ширина стола плюс ширина  прохода к нему. Наиболее приемлемым пространством для рабочего места может быть признан размер два на три метра, т.е. площадь рабочего места на человека равна 6 кв.м. Поэтому стандартные комнаты с площадью, кратной 6 кв.м, являются наиболее часто встречающимися. Следует заметить, что сооружать отдельную комнату на одно рабочее место в 6 кв.м нецелесообразно, так как  удельные затраты материалов и трудов на один квадратный метр велики, а коэффициент полезного действия мал. Кроме того, в процессе эксплуатации такой комнаты возникает ряд отрицательных моментов, как например, фобия, стесненность, неудобство в пользовании  кондиционером. Как ни направь поток охлажденного воздуха, избежать негативных последствий для здоровья не удастся.

На практике наиболее целесообразна площадь офиса начиная с 12 кв.м, которая подходит, как для кабинета руководителя (для небольшой фирмы), так и для размещения в ней двух человек. Самым универсальным и наиболее  часто встречающимся считается размер комнаты в 18 кв.м (6х3), обусловленный как стандартами проектирования и строительства, так и удобством пользования. В подобной комнате можно устроить кабинет руководителя для фирмы среднего масштаба, или с комфортом разместить уже трех человек. При экономичном  варианте посадки можно вместить четверых, но при этом работникам точно будет неудобно. Допустимым считается "перегруз" на одно рабочее место в 10%, максимально допустимым в 15%. Поэтому четверым сотрудникам в комнате 18 кв.м, c  "перегрузом" в 25%, явно будет дискомфортно. Интересным явлением можно назвать дискомфорт, который возникает при слишком большом помещении. Однако это факт. Уютно и комфортно в помещении где на одного человека приходится около 10 -12 кв.м. 

При оценке удобства офиса обратите также внимание, что ширина комнаты не должна быть менее 2,8 м, а соотношение ширины и длины должно быть не более чем один к двум. Иначе комната получится непропорциональной и мало пригодной. Комната шириной менее чем 2,8 м считается узкой, потому что свободное пространство между столом и стеной, так называемый "проход", получается менее 0,8 м. и вызывает неудобство при пользовании. Нормальная величина "прохода" в офисных помещениях составляет величину в 1,0-0,8 м. При большей ширине прохода у пользователей возникает искушение заполнить пространство офисной мебелью, что опять таки может вызвать сужение оставшегося "прохода", а весь кабинет будет выглядеть как нагромождение. Поэтому, оценивая помещение, заранее проектируйте расстановку мебели на рабочих местах и не допускайте сужения проходов. Избегайте нагромождения мебели и не снижайте этим производительность труда офисных работников.

Изложенный подход к оценке удобства помещений позволит Вам создать востребованный проект офиса или выбрать из имеющихся наиболее рациональный тип офиса. Помните, функциональным офис становится только тогда, когда он приспособлен к работе и соответствует технологиям, присущим именно Вашему бизнесу. Наиболее общие требования, удовлетворяющие большинство пользователей и поэтому очевидные,  давно реализованы западными девелоперами в специализированных проектах бизнес центров, различающихся по классу и формату.

Общие правила оценки удобства многокомнатного офиса - минимум коридоров, проходы не менее 0,8 м, правильная форма комнат. Посмотреть различные примеры планировок офисов можно на странице офисы от собственника.

         Организация офисного пространства в больших компаниях. 

Правило первое.  Предел дробления. Структура рабочей зоны должна  учитывать групповые интересы работников и целиком подчиняться условию управляемости офисом. Коллектив любого офиса состоит из нескольких, порой несвязанных друг с другом групп, например отдел продаж, секретариат, бухгалтерия. Поэтому отделы  должны быть оконтурены либо стенами/перегородками, либо отделяться мебельными приспособлениями. В любом случае планировка офиса должна  соответствовать интересам этих функциональных групп в отношении их обособленности. 

Правило второе. Предел слияния. Слишком большое помещение для офиса  следует ограничивать по величине. Предел исходит из удобства пользования им одновременно одной группой людей, которые в процессе работы не должны мешать друг другу. Известно, что комнаты площадью более 36 кв.м уже начинают быть шумными и неудобными и требуют дополнительных мероприятий по оптимизации рабочего пространства в виде установки  дополнительных офисных перегородок. Наиболее рациональным вариантом разграничения офиса можно признать невысокие до 1,5 м высотой пластиковые или стеклянные перегородки, зачастую размещаемые в больших залах по так называемому типу  - «openspace», (рис.1). Этот "западный" тип устройства офиса наиболее экономичен по затратам, позволяет наиболее плотно разместить работников, но при размерах помещения более 150- 200 кв.м,  офис начинает напоминать ярмарку. Становится слишком много отвлекающего шума и перемещений. И тут не обойтись, опять таки, без дополнительных мероприятий по рациональному зонированию площади за счет более высоких перегородок или даже капитальных стен, (рис.2).

организация офисного пространства и планировки офисов

Рис 1. Пример "открытой" планировки офиса.

организация офисного пространства

Рис 2. Пример зонирования пространства в офисе (проект офиса).

На российском рынке наиболее востребованным форматом офисного помещения является классический стандартный «кабинетный тип»,  с явно выраженным коридором и анфиладой дверей. Иногда даже в таком офисе не предусмотрено место для секретаря или сотрудника охраны. В подобном помещении у посетителей возникает чувство дискомфорта и без дополнительной навигации и консультаций по мобильному телефону  быстро найти нужный кабинет проблематично. Главным недостатком этого формата  является  разобщенность  коллектива. Каждая группа работников постепенно недобирает информацию  об общих целях всей компании и замыкается на решении собственных задач. Общий темп работы компании снижается и падает производительность труда. Да, очень уютно чувствовать себя в отдельном кабинете, но с точки зрения руководителя, такой способ  заведомо  будет проигрывать способу размещения, в котором обмен информацией  обеспечивается форматом помещения и одновременно  способствует сплочению коллектива.

Главным правилом для проектирования близких к  "идеальным" офисов следует считать сбалансированную комбинацию форматов, состоящую из  необходимого количества кабинетов и открытых рабочих пространств с применением мер по ограничению их масштабов, в том числе  за счет зонирования, для уменьшения шума на рабочих местах.

В качестве примера приводим реальный план офиса с комбинированием форматов, где часть офиса имеет кабинетную планировку, а часть, или несколько частей выполнены в виде открытого пространства. В подобном сочетании нивелируются недостатки каждого отдельно взятого формата, а достоинства только увеличиваются.

Планировка офиса. План помещения под офис.

План офиса с  примером сочетания форматов. 

Сочетание двух форматов и дизайнерских решений позволяют получить тот самый рациональный офис, где работать и приятно и  удобно. Офис, где можно при необходимости сосредоточиться и одновременно обеспечить коллективное общение. Подобный формат находит все большее применение в современных офисных центрах и служит прообразом для все более популярного  в повседневной жизни формата "коворкинг центр". Кратко этот формат можно охарактеризовать как "целесообразный офис".

Реальные офисы с планировками, выполненными с использованием вышеприведенных правил приведены на нашем сайте на странице База  офисов.

Приятной Вам работы!