Планировка офиса и организация офисного пространства в проекте.
Свободные площади

Планировки офисов в проектах организации офисного пространства.

"Из практики... Офис для компании - как костюм для тела. Проект офиса должен отражать структуру компании."

Дизайн проект и рациональная планировка офиса.

 

Планировка офиса является главной частью всего проекта и в идеале должна представлять собой графический "скан" структуры компании. Чтобы правильно спроектировать или  подобрать готовое помещение, необходимо проанализировать списочный состав сотрудников по характеру их деятельности. Определить группы с близкой по характеру работой. Количество групп дает необходимое количество помещений. Количество работников в группе дает требуемую площадь помещения. Становится понятен (пока условный) контур помещения.  Дополнив образ необходимыми элементами можно приступать или к проектированию или к выбору офиса из имеющихся.   

Адаптация помещения под компанию. Организация структуры пространства.

Необходимость рационального взаимодействия групп диктует выбор типа планировки. Чем чаще общаются группы, тем ближе должны находиться их помещения. Несмотря на телефонизацию, автоматизацию, компьютеризацию, коммуникации остаются неизбежными в любой компании. Характер работы является определяющим фактором в выборе типа помещения.  Для сотрудников с сосредоточенным характером работы нужна кабинетная планировка. Для коллективной - открытое пространство. Наиболее универсальна смешанная планировка. Размещение и соотношение типов в помещении зависит от задач бизнеса. Создать комфортные условия для работы компании путем подбора параметров помещения и оценки  его удобства - главная цель для любого руководителя и проектанта. 

Типы планировок: кабинетный,  открытого типа, смешанный/ комбинированный тип. Смешанная планировка офиса. Посмотреть примеры                

 

    кабинетная организация  пространстваоткрытый тип организации офисного пространства  офисная планировка планировка с открытым пространством  и кабинетами проект с комбинированной планировкой

 

Правила по расстановке мебели и созданию уюта в этой статье не рассматриваются. Информацию из сферы интерьера можно прочитать в разделе дизайн офиса. Вся нижеизложенная информация может быть применена к условно "демократичному" формату офисных помещений, класса " для работы".  

 

  Пропорции офиса из одной комнаты.

Главными оценочными параметрами офисного помещения, с точки зрения удобства пользования,  следует  назвать пропорции геометрических размеров комнаты, влияющие на освещенность рабочих мест. Если большая сторона комнаты расположена вдоль окон, а форма помещения представляет собой прямоугольник, с соотношением сторон 2:1, то это помещение наиболее рационально и условно может быть принято за "идеал". Оценка помещению 100%. Если форма представляет собой квадрат, то оценка падает. Если окна расположены в меньшей стене и соотношение сторон представляет собой пропорцию 1: 2, то оценка еще меньше. На практике "идеал"  встречается редко. Иногда помещения имеют квадратную форму. Наиболее часто встречается третий тип. Эти оценочные соображения распространяются на все помещения офиса, в котором более одной комнаты.

Поэтому проект офиса, предусматривающий рациональные пропорции, обеспечивающие максимальную освещенность рабочих мест - залог правильной капитализации вложений.Такие офисы могут быть всегда востребованы потребителем, потому что в них удобно работать.

 

  Многокомнатные помещения. План офиса без коридоров.   

 чертеж помещения.

Для многокомнатных офисов существуют дополнительные параметры, которые обязательно должны быть учтены. Например, так называемый "коридорный коэффициент", аналогичный по своей сути коэффициенту полезного действия - К.П.Д. Если в помещении нет явно выраженного и выделенного стенами коридора, то его опять таки можно принять за "идеал" с оценкой 100%.

Офис, в котором коридор, как таковой отсутствует, выглядит "компактным", а присутствующие проходы такие же как в однокомнатном помещении. Если без коридора все таки не обойтись, то рациональным можно считать офис с коридорным коэффициентом менее 14-18% от общей площади офиса.

Рис 1. Офис с минимальными коридорами. 

проект офиса без коридоров

 

Помещения с большим показателем по К.П.Д., являются менее рациональными, или относятся к другим форматам, отличным от "рабочего". Например "представительского" или "VIP" класса и пр.

 

На офисную тему много интересных статей о том,  какими должны  быть офисные помещения, и очень мало рассказывается о рациональной структуре  пространства. Рационально - это когда не оплачивается лишняя площадь, никоим образом не задействованная в рабочем процессе. Поэтому очень важную роль играет планировка офисного помещения, ее функциональность и полезность для работы, что в совокупности можно определить как рациональность.

Рис 2. План офиса без коридоров. 

смешанная планировка  офиса

 

Рис 3. Фото офиса без видимых коридоров. Вид от входа.

Ничего лишнего - вся площадь используется.

 

Остановимся на габаритах комнат и начнем с рабочего места.

 

Площадь офиса на 1 сотрудника, размеры комнаты и общие размеры помещения.

Поскольку рабочее место заполняется универсальным оснащением из магазина, то основным параметром, определяющим, комфортность рабочей среды является ширина стола плюс ширина  прохода к нему. Наиболее приемлемым пространством для рабочего места может быть признан размер два на три метра, т.е. площадь рабочего места на человека равна 6 кв.м. Поэтому стандартные комнаты с площадью, кратной 6 кв.м, являются наиболее часто встречающимися. Следует заметить, что сооружать отдельную комнату на одно рабочее место в 6 кв.м нецелесообразно, так как  удельные затраты на один квадратный метр велики, а полезный эффект мал. Кроме того, в процессе эксплуатации такой комнаты возникает ряд отрицательных моментов, как например, фобия, стесненность, неудобство в пользовании  кондиционером. Как ни направь поток охлажденного воздуха, избежать негативных последствий для здоровья не удастся.

На практике наиболее целесообразна площадь офиса начиная с 12 кв.м, которая подходит, как для кабинета руководителя (для небольшой фирмы), так и для размещения в ней двух человек. Самым универсальным и наиболее  часто встречающимся считается размер комнаты в 18 кв.м (6х3), обусловленный как стандартами проектирования и строительства, так и удобством пользования. В подобной комнате можно устроить кабинет руководителя для фирмы среднего масштаба, или с комфортом разместить уже трех человек. При экономичном  варианте посадки можно вместить четверых. Допустимым считается "перегруз" на одно рабочее место в 10%, максимально допустимым в 15%. Поэтому четверым сотрудникам в комнате 18 кв.м, c  "перегрузом" в 25%, явно будет дискомфортно. Интересным можно назвать дискомфорт, который возникает при слишком большом помещении. Однако это факт. Уютно и комфортно в помещении где на одного человека приходится около 10 -12 кв.м. 

Оценка удобства офиса.

При оценке удобства офиса обратите внимание на ширину комнаты, которая не должна быть менее 2,8 м, а соотношение ширины и длины должно быть не более чем один к двум. Иначе комната получится непропорциональной и мало пригодной. Комната шириной менее чем 2,8 м считается узкой, потому что свободное пространство между столом и стеной, так называемый "проход", получается менее 0,8 м. и вызывает неудобство при пользовании. Нормальная величина "прохода" в офисных помещениях составляет величину в 1,0-0,8 м. При большей ширине прохода у пользователей возникает искушение заполнить пространство офисной мебелью, что опять таки может вызвать сужение оставшегося "прохода", а весь кабинет будет выглядеть как нагромождение. Поэтому, оценивая помещение, заранее проектируйте расстановку мебели на рабочих местах и не допускайте сужения проходов. Избегайте нагромождения мебели.

Изложенный подход к оценке удобства помещений позволит Вам создать востребованный проект офиса или выбрать из имеющихся наиболее подходящий. Помните, функциональным офис становится только тогда, когда он приспособлен к работе и соответствует технологиям, присущим именно Вашему бизнесу. 

 

абрис помещения

Офис для компании - как костюм для тела. 

Пример (смотри чертеж) рациональной планировки офиса. Веерное расположение кабинетов с окнами напротив входа, с серверной и переговорной комнатами. Санузлы вынесены за периметр .

Общие правила оценки удобства многокомнатного офиса - минимум коридоров, проходы не менее 0,8 м, правильная форма комнат. Посмотреть различные примеры планировок  можно на странице офисы в бизнес центре.

 

На рисунках приведены реальные примеры помещений в БЦ около метро Шаболовская.

 тип с открытым  пространством

Офис в Москве, 206,6 м², стр 4, Этаж 3 / 5  

открытая планировка офиса,  комби "open space" +  4   комнаты 

Цена 23500 р/ м 2 в год    

планировка         фото  1,        фото  2        Описание.

Объект Р8_4_3_311 пол ламинат

 
 

кабинетная планировка

Сдаем офис, 307,1 м², стр 4, Этаж 3 / 5  

кабинетная планировка  14   комнат с с/у 

Цена 15600 р/ м 2 в год   Ставка аренды  399230 р/мес 

 план офиса           фото  1,          фото  2   

Объект Р8_4_3_301

 

 

 Структура пространства в больших компаниях. 

Правило первое.  Предел дробления. Структура рабочей зоны должна  учитывать групповые интересы работников и целиком подчиняться условию управляемости офисом. Коллектив любого офиса состоит из нескольких, порой несвязанных друг с другом групп, например отдел продаж, секретариат, бухгалтерия. Поэтому отделы  должны быть оконтурены либо стенами/перегородками, либо отделяться мебельными приспособлениями. В любом случае планировка офиса должна  соответствовать интересам этих функциональных групп в отношении их обособленности. 

Правило второе. Предел слияния. Слишком большое помещение для офиса  следует ограничивать по величине. Предел исходит из удобства пользования им одновременно одной группой людей, которые в процессе работы не должны мешать друг другу. Известно, что комнаты более 36 кв.м уже начинают быть шумными и неудобными и требуют дополнительных мероприятий по оптимизации рабочего пространства в виде установки  дополнительных офисных перегородок. Наиболее рациональным вариантом разграничения офиса можно признать невысокие до 1,5 м высотой пластиковые или стеклянные перегородки, зачастую размещаемые в больших залах по так называемому типу  - «openspace», (рис.1).

 

Открытая планировка офиса open space. 

открытая планировка офисаЭтот "западный" тип устройства офиса наиболее экономичен по затратам, позволяет наиболее плотно разместить работников, но при размерах помещения более 150- 200 кв.м,   начинает напоминать ярмарку. Становится слишком много отвлекающего шума и перемещений. И тут не обойтись, опять таки, без дополнительных мероприятий по рациональному зонированию площади за счет более высоких перегородок или даже капитальных стен.

 

Сравните между собой рисунки. Дробление большого помещения стеклянными перегородками снижает шум и делает помещение уютным, (рис.2).

 

дизайн офисаорганизация офисного пространства

     Рис 1. Пример "открытой" планировки.    Рис 2. Пример зонирования пространства в офисе (проект офиса).

На российском рынке наиболее востребованным форматом является классический стандартный «кабинетный тип»,  с явно выраженным коридором и анфиладой дверей. Иногда даже в таком офисе не предусмотрено место для секретаря или сотрудника охраны. В подобном помещении у посетителей возникает чувство дискомфорта и без дополнительной навигации и консультаций по мобильному телефону  быстро найти нужный кабинет проблематично. Главным недостатком этого формата  является  разобщенность  коллектива. Каждая группа работников постепенно недобирает информацию  об общих целях всей компании и замыкается на решении собственных задач. Общий темп работы компании снижается и падает результативность труда. Да, очень уютно чувствовать себя в отдельном кабинете, но с точки зрения компании, такой способ  заведомо  будет проигрывать способу размещения, в котором обмен информацией  обеспечивается форматом помещения и одновременно  способствует сплочению коллектива.

Главным правилом для проектирования близких к  "идеальным" офисов следует считать сбалансированную комбинацию форматов, состоящую из  необходимого количества кабинетов и открытых рабочих пространств с применением мер по ограничению их масштабов, в том числе  за счет зонирования, для уменьшения шума на рабочих местах.

В качестве примера приводим реальный план офиса с комбинированием форматов, где часть офиса имеет кабинетную планировку, а часть, или несколько частей выполнены в виде открытого пространства. В подобном сочетании нивелируются недостатки каждого отдельно взятого формата, а достоинства только увеличиваются.

Планировка офиса. План помещения под офис.

Планировка офиса с  комбинацией форматов. 

Сочетание двух форматов и дизайнерских решений позволяют получить тот самый рациональный офис, где работать и приятно и  удобно. Офис, где можно при необходимости сосредоточиться и одновременно обеспечить коллективное общение. Подобный формат находит все большее применение в современных офисных центрах и служит прообразом для все более популярного  в повседневной жизни формата "коворкинг ". Кратко этот формат можно охарактеризовать как "целесообразный офис".

Приятной Вам работы!

 

 

 

Посмотреть офисы с описанием: