Кабинетная, открытая, смешанная планировка офиса и проект кабинета.
Свободные площади

Организация офисного пространства, кабинетная, смешанная планировка офиса в проекте

 

"Планировка офиса - костюм организации. Проект планировки офиса - отражение структуры компании."

 

Дизайн проект и рациональная планировка офиса.

 

Планировка офиса является главной частью дизайн проекта и в идеале должна соответствовать структуре компании. Чтобы правильно создать проект офиса или  подобрать готовый, необходимо проанализировать состав сотрудников по характеру их деятельности. Определить группы с близкой по характеру работой.

Количество групп дает необходимое количество помещений. Количество работников в группе дает требуемую площадь.

Становится понятен (пока условный) план офиса.  Дополнив его необходимыми элементами можно приступать к проектированию или выбору. Диктующими элементами выбора типа планировки являются коммуникационные способы передачи рабочей информации внутри коллектива. Если основной объем работ касается большей части компании, то нужны залы. Если работа рассредоточена то кабинеты. 

Рациональной планировкой офиса можно признать систему, обеспечивающую наибольшую занятость площадей и информационный обмен с минимальными перемещениями работников. Минимум коридоров и проходов. Функциональность офиса определяется специализацией комнат или зон.

Адаптация под компанию. Типы организации рабочих мест.

Анализ взаимодействия групп предопределяет выбор типа планировки помещения. Чем чаще общаются группы, тем ближе должны находиться их рабочие места. Несмотря на телефонизацию, автоматизацию, компьютеризацию, коммуникации остаются неизбежными в любой компании. По характеру работы определяется тип.  Для сосредоточенной работы нужны отдельные комнаты. Для коллективного творчества - открытые пространства. Это крайние проявления сложившихся форм.

А как обстоит дело с влиянием формы на результат деятельности?  Ведь создать продуктивные условия для работы компании путем симбиоза конфигурации и параметров - главная цель руководства и проектировщика. 

Основные типы планировок офисов: кабинетный,  открытый, смешанный/ комбинированный.

 

    кабинетная организация  пространстватип open space   офисная планировка планировка комбинированная проект с комбинированной планировкой

 Смешанная планировка офиса. Посмотреть примеры  План офиса 200 кв м.      Объект 100 кв м.         Объект 75 кв м.

С точки зрения руководства  наиболее перспективна и универсальна смешанная планировка. Подробности ниже. Степень смешения  типов планировок офиса зависит от задач бизнеса. 

Правила по созданию уюта в этой статье не рассматриваются. Информацию из сферы интерьера можно прочитать в разделе   дизайн офиса . Вся нижеизложенная информация применима к условно "демократичному" формату офисных помещений, класса " для работы".  

 

  Пропорции кабинета.

Главными оценочными параметрами, с точки зрения удобства пользования,  следует  считать геометрические пропорции размеров помещения, влияющие на степень освещенности рабочих мест. Если окна расположены в наибольшей стене, а форма помещения представляет собой прямоугольник, с соотношением сторон 2:1, то места наиболее освещены. Условно "идеал". Оценка 100%.

Если форма представляет собой квадрат, то оценка падает. Если окна расположены в меньшей стене и соотношение сторон представляет собой пропорцию 1: 2, то оценка еще меньше.

На практике "идеал"  встречается редко, чаще можно встретить квадрат. Наиболее часто встречается третий тип.

Эти оценочные соображения распространяются на весь офис, даже если он многокомнатный.

Проект офиса, его планировка, предусматривающие пропорции, обеспечивающие максимальную освещенность рабочих мест - залог правильной капитализации вложений.Такие офисы всегда востребованы потребителем, потому что в них удобно работать.

 

  Примеры оптимизации многокомнатных объектов.   

 чертеж помещения.

Для многокомнатных офисов существуют дополнительные параметры, которые обязательно должны быть учтены. Например, так называемый "коридорный коэффициент", аналогичный по своей сути коэффициенту полезного действия - К.П.Д. Если на объекте нет явно выраженного и выделенного стенами коридора, то его опять таки можно принять за "идеал" с оценкой 100%.

Офис, в котором коридор отсутствует, выглядит "компактным", если проходы соответствуют норме. Если без коридора все таки не обойтись, то рациональным можно считать коэффициент менее 14-18%. Проект офисного помещения с минимальными коридорами долже напоминать веер, где все лучи - проходы сближаются к входу.

Рис 1. План офиса с минимальными коридорами. 

 

 

проект офиса без коридоров

 

Помещения с большими коридорами, являются менее рациональными, или относятся к другим форматам, отличным от "рабочего". Например "представительского" или "VIP" класса и пр.

 

Мало информации о рационализации структуре офиса. Рационально - это когда нет лишнего пространства, и все задействовано в рабочем процессе. Поэтому  важно рассмотреть способы оптимизации компоновки с позиций функциональности и полезности для работы. Как оптимизировать проект? Например коридоры заменить на проходы.

Рис 2. Пример - планировка офиса с проходами вместо коридора. 

 

 

смешанная планировка  офиса

 

Рис 3. Фото изображения по рис.2 - нет коридора. Вид от входа.

Ничего лишнего - все используется.

 

Рассмотрим габариты и начнем с рабочего места.

 

Площадь офиса на 1 сотрудника, размеры комнаты и общие размеры.

Поскольку рабочее место заполняется универсальным оснащением из магазина, то основным параметром, определяющим, комфортность рабочей среды является ширина стола плюс ширина  прохода к нему. Наиболее приемлемым пространством для рабочего места может быть признан модуль с размерами два на три метра, т.е. площадь рабочего места на человека равна 6 кв.м. Поэтому стандартные модули с площадью, кратной 6 кв.м, являются наиболее часто встречающимися. Следует заметить, что сооружать отдельный модуль на одно рабочее место в 6 кв.м нецелесообразно, так как  удельные затраты на один квадратный метр велики, а полезный эффект мал. Кроме того, в процессе эксплуатации возникает ряд отрицательных моментов, как например, фобия, стесненность, неудобство в пользовании  кондиционером. Куда ни направь поток охлажденного воздуха, избежать негативных последствий для здоровья не удастся.

На практике целесообразные размеры комнат начинаются с 12 кв.м. Подходит, как для руководителя (для небольшой фирмы), так и для размещения в ней двух человек. Самым универсальным и наиболее  часто встречающимся считается размер  в 18 кв.м (6х3), обусловленный как стандартами проектирования и строительства, так и удобством пользования. Здесь можно разместить руководителя фирмы среднего масштаба, или с комфортом поселить трех человек. При экономичном  варианте посадки можно вместить четверых.

Допустимым считается "перегруз" на одно рабочее место в 10%, максимально допустимым в 15%. Поэтому четверым сотрудникам в 18 кв.м, c  "перегрузом" в 25%, явно будет дискомфортно. Дискомфорт возникает при слишком большом объеме. Уютно и комфортно там, где на работника приходится около 8 -10 кв.м. 

Оценка удобства офиса.

При оценке удобства обратите внимание на ширину офиса, которая не должна быть менее 2,8 м, а соотношение ширины и глубины должно быть не более чем один к двум. Иначе получится "чулок", что говорит о  непропорциональности и  малопригодности. Размер менее 2,8 м считается браком, потому что свободное пространство между столом и стеной, так называемый "проход", получается менее 0,8 м, и вызывает неудобство при пользовании. Нормальная величина "прохода" составляет величину в 1,0-0,8 м. При большей ширине возникает искушение заполнить его мебелью, что опять таки сузит  "проход", и получим нагромождение. Поэтому заранее проектируйте расстановку мебели на рабочих местах и не допускайте сужения проходов. Избегайте нагромождения мебели.

Изложенный подход к оценке удобства позволит Вам создать востребованный проект офиса или выбрать наиболее подходящий. Помните, функциональным офис становится только тогда, когда он приспособлен к работе и соответствует технологиям, присущим именно Вашему бизнесу. 

 

абрис помещения

Офис для компании - как костюм для тела. 

Пример (смотри план офиса) рациональной планировки. Веерное расположение кабинетов с окнами напротив входа, с серверной и переговорной. Санузлы вынесены за периметр . Такое помещение никогда не пустует. 

Общие правила удобства соблюдены - минимум коридоров, проходы не менее 0,8 м, правильная форма.

Посмотреть различные примеры планировок  можно на этой странице.

 

На рисунках ниже приведены реальные примеры помещений в БЦ около метро Шаболовская.

 

 тип с открытым  пространством

Офисное помещение, 206,6 м², стр 4, Этаж 3 / 5.  

Открытая планировка офиса,  комби "open space" +  4   комнаты. 

Цена 23500 р/ м 2 в год.    

Схема офиса,        фото  1,        фото  2.        Описание.

 

 

 

кабинетная планировка

Офис , 307,1 м², стр 4. Этаж 3 / 5.  

Кабинетная планировка  14   комнат с с/у. 

Цена 15 600 р/ м 2 в год.   

 План офисного помещения,           фото  1,          фото  2.   

 

 

 Структура пространства в больших компаниях. 

Правило первое.  Предел дробления. Структура рабочей зоны должна  учитывать групповые интересы работников и целиком подчиняться условию управляемости офисом. Коллектив любой компании состоит из нескольких, порой несвязанных друг с другом групп, например отдел продаж, секретариат, бухгалтерия. Поэтому отделы  должны быть оконтурены либо стенами/перегородками, либо отделяться мебельными конструкциями. В любом случае планировка офиса должна  соответствовать интересам этих функциональных групп в отношении их обособленности. 

Правило второе. Предел слияния. Слишком большое помещение следует ограничивать по величине. Предел исходит из удобства пользования им одновременно одной группой людей, которые в процессе работы не должны мешать друг другу. Известно, что офисы более 36 кв.м уже начинают быть шумными и неудобными и требуют дополнительных мероприятий по оптимизации рабочего пространства в виде установки  дополнительных офисных перегородок. Наиболее рациональным вариантом разграничения пространства можно признать невысокие до 1,5 м высотой пластиковые или стеклянные перегородки, размещаемые в больших залах по принципу - «openspace», (рис.1).

Открытая планировка офиса "open space". 

планировка офиса open spaceЭтот "западный" тип наиболее экономичен по затратам, позволяет плотно разместить работников. Но при габаритах более 150- 200 м2,   начинает напоминать биржу. Становится шумно и проблематично с перемещениями. Исправить ситуацию  помогут дополнительные меры по рациональному зонированию за счет более высоких перегородок или капитальных стен.

 

Сравните между собой рисунки. Дробление большого пространства стеклянными перегородками снижает шум и делает его уютным, (рис.2).

 

 

дизайн офисаорганизация офисного пространства

     Рис 1. Пример планировки open space.    Рис 2. Пример зонирования пространства (проект ).

Миксированная планировка офиса.

На российском рынке наиболее востребованным форматом является классический стандартный тип,  с явно выраженным коридором и анфиладой дверей. Иногда даже не предусмотрено место для секретаря или сотрудника охраны. В подобном помещении у посетителей возникает чувство дискомфорта. Без дополнительной навигации и консультаций по мобильному телефону  быстро найти нужный кабинет проблематично. Главным недостатком при работе в этом формате  является  разделение  коллектива. Каждая группа  постепенно утрачивает информацию  об общих целях всей компании и замыкается на решении собственных задач. Общий темп снижается и падает результативность. Да, очень уютно чувствовать себя в отдельном блоке, но с точки зрения компании, такой способ  заведомо  будет проигрывать способу размещения, в котором обмен информацией  обеспечивается конфигурацией помещения и сохраняет целенаправленность коллектива.

Главным правилом для проектирования близких к  "идеальным" офисов следует считать сбалансированную комбинацию, состоящую из  необходимого количества кабинетов и открытых рабочих пространств с применением мер по ограничению их масштабов, в том числе  за счет зонирования. Пример из жизни - кубрик, который  на судах и подводных лодках является жизненно необходимой частью планировки .

В качестве примера приводим реальный план офиса с перемешиванием форматов, где часть состоит из кабинетов, а часть, или несколько частей выполнены в виде открытого пространства. В подобном сочетании нивелируются недостатки каждого отдельно взятого типа, а достоинства офиса увеличиваются.

Планировка офиса. План помещения под офис.

Планировка офисов с  комбинацией форматов. 

Сочетание форматов и дизайнерских решений позволяют получить тот самый рациональный офис, где работать и приятно и  удобно. Где можно при необходимости сосредоточиться и одновременно обеспечить коллективное общение. Подобный тип находит все большее применение в современных офисных центрах и служит прообразом для развития все более популярного  в повседневной жизни формата "коворкинг ". Кратко эту вариацию можно охарактеризовать как "целесообразный офис". Но это отдельная тема.

Приятной Вам работы!

Посмотреть офисы с описанием: