Проект кабинета и открытая, кабинетная, смешанная планировка офиса.
Свободные площади

Проекты смешанной организации офисного пространства на основе кабинетной планировки офиса.

 

"Офис для компании - как костюм для тела. Проект офиса - отражение структуры компании."

 

Дизайн проект и рациональная планировка офиса.

 

Планировка офиса является главной частью дизайн проекта и в идеале должна соответствовать структуре компании. Чтобы правильно спроектировать или  подобрать готовое помещение, необходимо проанализировать состав сотрудников по характеру их деятельности. Определить группы с близкой по характеру работой. Количество групп дает необходимое количество помещений. Количество работников в группе дает требуемую площадь помещения. Становится понятен (пока условный) состав помещения.  Дополнив образ необходимыми элементами можно приступать или к проектированию или к выбору офиса из имеющихся. Диктующими элементами выбора типа офиса являются коммуникационные способы передачи информации внутри компании. Рациональной планировкой офиса может быть признана система помещений обеспечивающая обмен с минимальными перемещениями работников. Минимум коридоров и проходов.

Адаптация помещения под компанию. Типы организации рабочих мест.

Анализ взаимодействия групп предопределяет выбор типа планировки офисного помещения. Чем чаще общаются группы, тем ближе должны находиться их рабочие места. Несмотря на телефонизацию, автоматизацию, компьютеризацию, коммуникации остаются неизбежными в любой компании. По характеру работы определяется тип помещения.  Для сотрудников с сосредоточенным характером работы нужны отдельные кабинеты. Для коллективного творчества - открытое пространство. Наиболее универсальна смешанная планировка. Степень комбинации типов планировки офиса в помещении зависит от задач бизнеса. Создать комфортные условия для работы компании путем сочетания конфигурации и параметров помещения - главная цель для руководства и проектировщика. 

Основные типы планировок офиса: кабинетный,  открытый, смешанный/ комбинированный.

 

    кабинетная организация  пространстваopen space тип организации офисного пространства  офисная планировка планировка с открытым пространством  и кабинетами проект с комбинированной планировкой

 Смешанная планировка офиса. Посмотреть примеры                         

Правила по расстановке мебели и созданию уюта в этой статье не рассматриваются. Информацию из сферы интерьера можно прочитать в разделе   дизайн офиса . Вся нижеизложенная информация может быть применена к условно "демократичному" формату офисных помещений, класса " для работы".  

 

 

  Пропорции кабинета из одной комнаты.

Главными оценочными параметрами офисной комнаты, с точки зрения удобства пользования,  следует  считать геометрические пропорции размеров помещения, влияющие на степень освещенности рабочих мест. Если большая сторона комнаты расположена вдоль окон, а форма помещения представляет собой прямоугольник, с соотношением сторон 2:1, то это помещение наиболее освещено и условно может быть принято за "идеал". Оценка помещению 100%. Если форма представляет собой квадрат, то оценка падает. Если окна расположены в меньшей стене и соотношение сторон представляет собой пропорцию 1: 2, то оценка еще меньше. На практике "идеал"  встречается редко. Иногда помещения имеют квадратную форму. Наиболее часто встречается третий тип. Эти оценочные соображения распространяются на весь офис, в котором более одной комнаты.

Поэтому проект офиса, предусматривающий пропорции, обеспечивающие максимальную освещенность рабочих мест - залог правильной капитализации вложений.Такие офисы всегда востребованы потребителем, потому что в них удобно работать.

 

  Примеры оптимизации многокомнатных помещений.   

 чертеж помещения.

Для многокомнатных офисов существуют дополнительные параметры, которые обязательно должны быть учтены. Например, так называемый "коридорный коэффициент", аналогичный по своей сути коэффициенту полезного действия - К.П.Д. Если в помещении нет явно выраженного и выделенного стенами коридора, то его опять таки можно принять за "идеал" с оценкой 100%.

Офис, в котором коридор, как таковой отсутствует, выглядит "компактным", если проходы такие же как описаны выше, в однокомнатном помещении. Если без коридора все таки не обойтись, то рациональным можно считать коридорный коэффициент менее 14-18%.

Рис 1. Проект офисного помещения с минимальными коридорами. 

 

 

проект офиса без коридоров

 

Помещения с большим показателем по К.П.Д., являются менее рациональными, или относятся к другим форматам, отличным от "рабочего". Например "представительского" или "VIP" класса и пр.

 

Много интересных статей о том,  какими должны  быть офисные помещения, и очень мало рассказывается о рациональной структуре. Рационально - это когда нет лишнего пространства,  не задействованного в рабочем процессе. Поэтому очень важна оптимальная компоновка помещения, ее функциональность и полезность для работы. Как оптимизировать офис? Например коридоры заменить на проходы.

Рис 2. Планировка офиса с проходами вместо коридора. 

 

 

смешанная планировка  офиса

 

Рис 3. Фото офиса изображенного на рис.2 без видимых коридоров. Вид от входа.

Ничего лишнего - все используется.

 

Остановимся на габаритах комнат и начнем с рабочего места.

 

Площадь офиса на 1 сотрудника, размеры комнаты и общие размеры помещения.

Поскольку рабочее место заполняется универсальным оснащением из магазина, то основным параметром, определяющим, комфортность рабочей среды является ширина стола плюс ширина  прохода к нему. Наиболее приемлемым пространством для рабочего места может быть признан размер два на три метра, т.е. площадь рабочего места на человека равна 6 кв.м. Поэтому стандартные комнаты с площадью, кратной 6 кв.м, являются наиболее часто встречающимися. Следует заметить, что сооружать отдельную комнату на одно рабочее место в 6 кв.м нецелесообразно, так как  удельные затраты на один квадратный метр велики, а полезный эффект мал. Кроме того, в процессе эксплуатации такой комнаты возникает ряд отрицательных моментов, как например, фобия, стесненность, неудобство в пользовании  кондиционером. Как ни направь поток охлажденного воздуха, избежать негативных последствий для здоровья не удастся.

На практике наиболее целесообразен размер начиная с 12 кв.м. Подходит, как для кабинета руководителя (для небольшой фирмы), так и для размещения в ней двух человек. Самым универсальным и наиболее  часто встречающимся считается размер комнаты в 18 кв.м (6х3), обусловленный как стандартами проектирования и строительства, так и удобством пользования. В подобной комнате можно устроить кабинет руководителя для фирмы среднего масштаба, или с комфортом разместить уже трех человек. При экономичном  варианте посадки можно вместить четверых. Допустимым считается "перегруз" на одно рабочее место в 10%, максимально допустимым в 15%. Поэтому четверым сотрудникам в комнате 18 кв.м, c  "перегрузом" в 25%, явно будет дискомфортно. Интересным можно назвать дискомфорт, который возникает при слишком большом помещении. Однако это факт. Уютно и комфортно в помещении где на одного человека приходится около 10 -12 кв.м. 

Оценка удобства офиса.

При оценке удобства офиса обратите внимание на ширину комнаты, которая не должна быть менее 2,8 м, а соотношение ширины и глубины должно быть не более чем один к двум. Иначе комната получится непропорциональной и мало пригодной. Комната шириной менее чем 2,8 м считается узкой, потому что свободное пространство между столом и стеной, так называемый "проход", получается менее 0,8 м. и вызывает неудобство при пользовании. Нормальная величина "прохода" в офисных помещениях составляет величину в 1,0-0,8 м. При большей ширине прохода у пользователей возникает искушение заполнить пространство офисной мебелью, что опять таки может вызвать сужение оставшегося "прохода", а весь кабинет будет выглядеть как нагромождение. Поэтому, оценивая помещение, заранее проектируйте расстановку мебели на рабочих местах и не допускайте сужения проходов. Избегайте нагромождения мебели.

Изложенный подход к оценке удобства помещений позволит Вам создать востребованный проект офиса или выбрать из имеющихся наиболее подходящий. Помните, функциональным офис становится только тогда, когда он приспособлен к работе и соответствует технологиям, присущим именно Вашему бизнесу. 

 

абрис помещения

Офис для компании - как костюм для тела. 

Пример (смотри план офиса) рациональной планировки. Веерное расположение кабинетов с окнами напротив входа, с серверной и переговорной комнатами. Санузлы вынесены за периметр . Такое помещение никогда не пустует. 

Общие правила оценки удобства многокомнатного офиса - минимум коридоров, проходы не менее 0,8 м, правильная форма комнат. Посмотреть различные примеры планировок  можно на этой странице.

 

На рисунках ниже приведены реальные примеры помещений в БЦ около метро Шаболовская.

 

 тип с открытым  пространством

Офисное помещение, 206,6 м², стр 4, Этаж 3 / 5.  

Открытая планировка офиса,  комби "open space" +  4   комнаты. 

Цена 23500 р/ м 2 в год.    

Схема офиса,        фото  1,        фото  2.        Описание.

 

 

 

кабинетная планировка

Помещение под офис , 307,1 м², стр 4. Этаж 3 / 5.  

Кабинетная планировка  14   комнат с с/у. 

Цена 15 600 р/ м 2 в год.   Ставка аренды  399 230 р/мес. 

 План офисного помещения,           фото  1,          фото  2.   

 

 

 Структура пространства в больших компаниях. 

Правило первое.  Предел дробления. Структура рабочей зоны должна  учитывать групповые интересы работников и целиком подчиняться условию управляемости офисом. Коллектив любого офиса состоит из нескольких, порой несвязанных друг с другом групп, например отдел продаж, секретариат, бухгалтерия. Поэтому отделы  должны быть оконтурены либо стенами/перегородками, либо отделяться мебельными приспособлениями. В любом случае планировка офиса должна  соответствовать интересам этих функциональных групп в отношении их обособленности. 

Правило второе. Предел слияния. Слишком большое помещение следует ограничивать по величине. Предел исходит из удобства пользования им одновременно одной группой людей, которые в процессе работы не должны мешать друг другу. Известно, что комнаты более 36 кв.м уже начинают быть шумными и неудобными и требуют дополнительных мероприятий по оптимизации рабочего пространства в виде установки  дополнительных офисных перегородок. Наиболее рациональным вариантом разграничения офиса можно признать невысокие до 1,5 м высотой пластиковые или стеклянные перегородки, зачастую размещаемые в больших залах по так называемому типу  - «openspace», (рис.1).

Открытая планировка офиса "open space". 

планировка офиса open spaceЭтот "западный" тип наиболее экономичен по затратам, позволяет плотно разместить работников. Но при размерах помещения более 150- 200 кв.м,   начинает напоминать биржу. Становится слишком много шума и перемещений. Необходимы дополнительные мероприятия по рациональному зонированию за счет более высоких перегородок или капитальных стен.

 

Сравните между собой рисунки. Дробление большого пространства стеклянными перегородками снижает шум и делает его уютным, (рис.2).

 

 

дизайн офисаорганизация офисного пространства

     Рис 1. Пример планировки open space.    Рис 2. Пример зонирования пространства (проект ).

Комнатная, кабинетная и миксированная планировка офиса.

На российском рынке наиболее востребованным форматом является классический стандартный «кабинетный тип»,  с явно выраженным коридором и анфиладой дверей. Иногда даже не предусмотрено место для секретаря или сотрудника охраны. В подобном помещении у посетителей возникает чувство дискомфорта и без дополнительной навигации и консультаций по мобильному телефону  быстро найти нужный кабинет проблематично. Главным недостатком этого формата  является  разделение  коллектива. Каждая группа  постепенно утрачивает информацию  об общих целях всей компании и замыкается на решении собственных задач. Общий темп снижается и падает результативность. Да, очень уютно чувствовать себя в отдельном кабинете, но с точки зрения компании, такой способ  заведомо  будет проигрывать способу размещения, в котором обмен информацией  обеспечивается конфигурацией помещения и сохраняет целенаправленность коллектива.

Главным правилом для проектирования близких к  "идеальным" офисов следует считать сбалансированную комбинацию, состоящую из  необходимого количества кабинетов и открытых рабочих пространств с применением мер по ограничению их масштабов, в том числе  за счет зонирования. Пример из жизни - кубрик, который  на судах и подводных лодках является жизненно необходимой частью планировки .

В качестве примера приводим реальный план офиса с перемешиванием форматов, где часть состоит из кабинетов, а часть, или несколько частей выполнены в виде открытого пространства. В подобном сочетании нивелируются недостатки каждого отдельно взятого типа, а достоинства офиса увеличиваются.

Планировка офиса. План помещения под офис.

Планировка офисов с  комбинацией форматов. 

Сочетание форматов и дизайнерских решений позволяют получить тот самый рациональный офис, где работать и приятно и  удобно. Где можно при необходимости сосредоточиться и одновременно обеспечить коллективное общение. Подобный формат находит все большее применение в современных офисных центрах и служит прообразом для все более популярного  в повседневной жизни формата "коворкинг ". Кратко этот формат можно охарактеризовать как "целесообразный офис". Но это отдельная тема.

Приятной Вам работы!

Посмотреть офисы с описанием: