Престижный офис класса B+.

 Офисы, Москва, класс B+, комбинированная  планировка.

Подробнее

Офисы в аренду. Офисы после ремонта.

Три офисных блока 100+/-10 кв.м. в БЦ на Шаболовке.

Подробнее

Все свободные площади

Главная > Дизайн офиса, офисных помещений.

Дизайн офиса, офисных помещений.

Что такое дизайн для офиса, и для чего в офисе нужен дизайн? Практика для руководителя компании.

В обиходе термин дизайн объединяет обширное поле различных понятий и направлений. Особенно это касается таких условностей  его трактовки как современный дизайн, стиль. Сколько людей столько и мнений. Однако, строго классически, под термином дизайн понимается некий полезный эффект от "интерфейса" продукта или нечто  приятное глазу и одновременно полезное. Некое сочетание красоты и функциональности. Все что красивое, как правило  полезно. Все остальные понятия и индивидуальные трактовки термина можно отнести к совокупности элементов дизайна. Что касается офиса - задача для дизайнера должна сводиться к основному предназначению офиса - создать условия  для продуктивной работы в рабочее время, а на втором плане (о чем мало кто задумывается),  условия для простоты уборки во внерабочее время. Продуктивная работа возможна если в офисе не будет лишних хождений, отвлекающего шума. Поэтому еще очень важна правильная планировка офиса. Рабочее место должно иметь все необходимое для работы, будь то освещенность или наличие канцтоваров и программного обеспечения. Каждый сотрудник должен выполнять свою работу по максимуму не мешая остальным. Как это воплотить - вот главная задача для дизайнера. И дела здесь не в отделке. Уверяем Вас, какая бы ни была крутая отделка  офиса, каким бы необычным ни был его интерьер, ко всему быстро привыкаешь и начинает казаться что все это окружение таким и должно быть. Необычность и оригинальность офиса вызывают восторг только первое время. По прошествии некоего времени все оценивается совсем по другому. Поэтому для руководителя очень важно правильно поставить задачу дизайнеру и с его помощью воплотить задуманное. Результат усилий ощутится позже в собственном кармане. И персонал компании оценит офис по главному критерию - по удобству для работы или по  "атмосфере с устойчивым запахом прибыли" - вот это запоминается надолго. 

Резюме. Что такое дизайн для офиса? Ответ  - плодотворная атмосфера. Для чего в офисе дизайн? Ответ - для прибыли. Все остальные варианты ответов на поставленные вопросы - непродуманная до конца процедура целеполагания. И совсем не годятся ответы на вопрос для чего нужен дизайн в "современный офис" - " это модно", или "это в тренде". Инстинкт следования наиболее заметен в стаде, нежели в человеческом обществе.

Не забывайте про "чувство меры". Вся нижеизложенная информация посвящена  общим правилам дизайна и относится к условному формату офисных помещений, класса " для работы". Все примеры реальные.

Офисное помещение из одной комнаты.

Вы не задавались вопросом, почему человек стоя на вершине горы впадает в эйфорию? Потому что видит много сразу и воспринимает все сразу, всю картину целиком, по сути видит простор. Неосознанно, но все старания дизайнеров сводятся к получению большего ощущения простора в помещении. При оценке своего труда по обустройству офиса постарайтесь получить настройку глаза как на вершине горы, видеть все в совокупности, без деталей. Этот прием дает самый правильный результат, создает общее впечатление об увиденном. Потом Вы увидите что негармонирует с общим, и постараетесь от этого избавиться. Если ничего не режет глаз Вы справились с работой на отлично!

Самым сложным является задача обустроить помещение из одной комнаты. В стандартном исполнении и без мебели все однокомнатные офисы похожи друг на друга как две капли воды. Это иллюстрируется на приведенном рисунке. Комнаты выглядят совсем скучно.  Попытки разнообразить комнату  различной покраской стен или размещением объемных элементов на них большого эффекта не дадут. Слишком мало пространство. Немного добавишь элементов или красок и уже нагромождение или пестрота. Нет простора, не на что  посмотреть. Поэтому основной дизайнерский прием в небольших помещениях - минимализм или принцип "не навреди количеством". Рабочие места должны комплектоваться по принципу плотной упаковки.  Лотки для бумаги на тумбочки и все под стол. Шкафы или стеллажи с общими бумагами в дальние от окон углы. Ни в коем случае их нельзя ставить около окон. Почему? Снижается освещенность и "съедается" пространство.

дизайн офисного помещения

Как Вы отнесетесь к тому что в комнате на окнах смонтированы синие жалюзи, стены окрашены в зеленый цвет при белом потолке с полом  коричневых оттенков. Наверное всем ясно что так нельзя. Однако, к сожалению, на практике такое встречается. Приходилось видеть помещения отделанные арендатором "под себя" с серыми или еще хуже с черными потолками.  Офис производит впечатление  приплюснутого и люди находясь в нем поневоле втягивают голову в плечи. Долго так не проработаешь. Гарантирован зажим в затылочной области. Поэтому правило №1 - не переворачивайте все вверх тормашками. Светлое должно быть сверху, темное снизу. Основная масса цвета стен диктует тонировку остальных элементов. Ведь всем понятно определение ансамбль или гармония. Да это то что создает и определяет общность и слаженность всего окружения. Вы не промахнетесь если в качестве основного тона для стен определите не яркие и сочные краски, а их пастельные оттенки. Солнечный спектр теплый, синий холодит, зеленый успокаивает. Выбирайте солнечный. Это можно выдержать долго. Искуственное освещение желательно сделать равномерно рассеяным, теплой гаммы. Мебель светлых тонов только добавит гармонии помещению. Люстры и выступающие светильники можно применять только  в помещениях с высокими потолками, которые сейчас редкость. Сочетание контрастных цветов требует большей осторожности и вкуса.

Многокомнатные помещения.

Для многокомнатных офисов существуют те же правила что и для однокомнатных, только добавляется условие - гармонизировать под один стиль все помещения. В рассматриваемом варианте уже присутствуют помещения не только для работы, но и для общего пользования и помещения со специализацией. К последним можно отнести приемную зону, переговорную, кабинет руководителя, иногда комнату для совещаний. Реже в составе подобных офисов присутствуют выставочные площади, комнаты с функцией шоу рум, комнаты для отдыха и кухни. Итак помимо кабинетов в задачу дизайнера добавились коридоры, санузлы и группа с условным обозначением "специализированные помещения."  Начнем с этой группы.

Приемная зона.

Как театр начинается с "вешалки", так офис начинается с "приемной". Обозначим рабочую нагрузку этой зоны. Как минимум одно рабочее место ( 6 кв.м), как минимум место/места для ожидания (1-2 кв.м), проходы (3 кв.м) - итого 10-11 кв м.  Если в этой зоне будут дополнительные функции, например охрана, необходимо ориентироваться на большую площадь. В небольших офисах, 2-3 комнаты, приемная зона визуально сообщается с остальным офисом, но функцию приема посетителя никто не отменял. Попытки отгородить эту зону от остального офиса приведут к печальным последствиям - потеряется пространство. Поэтому обратите особое внимание на вид из приемной (от входной двери)  на соседствующее пространство. Тут без дизайна не обойтись. Основное правило - не делайте из мебели петляющих проходов, они съедают полезную площадь и уменьшают количество рабочих мест.  В офисах с большим чем 2-3 кабинета количеством комнат под зону приема отводится либо отдельная комната, хорошо если она с окном, либо она выгораживается из общего объема. Применив стеклянные перегородки Вы получите такой нужный в этой зоне свет. 

дизайн помещения под офис

Ограничить проникновение взгляда вглубь офиса можно за счет матирования  части стекла или примененив жалюзи. Как правильно установить стекло - это отдельный частный разговор. Скажем лишь, что без модульности здесь не обойтись. Далее, по всем законам недалеко от приемной зоны должна располагаться комната для ведения переговоров.

Переговорная комната.

На практике приходилось видеть два варианта обустройства переговорной. Условно их можно разделить на стандарт ( организация приема как по протоколу за высоким столом) и гостевой стандарт - прием за низким столом. Если первый вариант очевиден, то последний без пояснения не обойдется. Предполагается что при таком способе ведения переговоров меньше официальности и больше радушия с принимающей стороны. Допускается использовать кресла и  диваны, при этом стол, наподобие кофейного. Записывать не очень удобно, зато говорить как бы проще. Комбинация обоих вариантов  требует большого помещения. Выбор варианта исполнения за руководителем. Насчет полезного наполнения переговорной комнаты нужными элементами. Желательно: вентиляция, использование брендовых цветов и оттенков, логотип. Обязательно, кондиционирование. Допустимо:  проектор или телевизор. Нежелательно: чайное и кофейное оборудование, кулер, множительные и копировальные аппараты. Понятно почему, шум и суета недопустимы. Размещение всевозможных кубков, статуэток и постеров - на усмотрение руководителя. Надо не забывать, что вообще то комната предназначена для деловых переговоров. В обиходе часто переговоры проводятся в кабинете руководства, поэтому плавно перейдем к описанию этого помещения.

Кабинет руководителя.

Не должен являться выставкой достижений, продолжением дорогого для сердца домашнего окружения, демонстрацией пристрастия человека к какому нибудь хобби или отчетом о туристических поездках. Помните, что  мы рассматриваем дизайн для работы, поэтому основным в кабинете является стол руководителя, с приставкой для приема посетителей или на крайний случай с несколькими  удобными креслами или стульями. Конечно все вышесказанное по отношению к рабочим комнатам и правилам их обустройства  распространяется и на кабинет руководителя. Относительно того насколько большим он должен быть или может быть. Это зависит от того какие функции он должен в себе совмещать. По минимуму - рабочее место для одного человека ( 6 кв.м) и место для приема сотрудников из 1-2 х человек (4-6 кв м). Это 12 кв м, максимум 20 кв.м, если добавляется ведение переговоров, то зона для приема удлинняется. В любом случае слишком большой (более 20 кв м ) кабинет может вызывать у посетителя неприятные мысли о самомнении руководителя. Иногда эти мысли можно избежать, замаскировав большой кабинет под комнату для совещаний. Вот тут уже можно продолжить разговор о том каким большим кабинет может  быть. Вы скажете, а при чем тут дизайн, о котором идет речь в статье? А при том, что маскировать придется именно  дизайнеру. А о комнате для совещаний отдельный разговор. 

Комната для совещаний или многофункциональное помещение?

Может быть темной, без окон, но без вентиляции и кондиционирования быть не может. Правила оформления все те же. Зачастую используется для корпоративных мероприятий, поэтому должна быть адаптирована и под эту особенность. Использовать длинный классический стол или нет, на усмотрение руководителя, так же как и использование демонстрационного оборудования. Допустимо совмещение двух функций, это проведение совещаний и преговоров в одной и той же комнате. Допустимо потому, что вышеупомянутые процессы, как правило, происходят в разное время. Приходилось также встречать и совмещение большего числа полезной нагрузки на одну и ту же комнату, если позволяет площадь. Рационально отвести одну большую комнату и для ведения переговоров, и для шоу рум, что очень актуально при переговорах о продаже товара, ведь одновременно есть возможность предъявить товар лицом и продемонстрировать его преимущества. Целесообразно использовать эту же комнату и для корпоративных мероприятий. Лучше одна, многофункциональная комната, чем много разных специализированных. Это экономичней. 

Дизайн офиса для удобства его уборки.

Пыль в первую очередь садится на все горизонтальные поверхности. Поэтому чем больше подобных плоскостей, тем больше трудоемкость их уборки. Поскольку поверхности столов и стульев используются довольно часто, пыль на них не очень скапливается. В процессе работы она постепенно транслируется на пол, который убирается довольно часто. Хуже обстоит дело с подоконниками, открытыми полками стеллажей и самое неприятное и неудобное это верхние открытые поверхности высоких шкафов. Если с полками стеллажей можно справиться с помощью пылесоса, или по крайней мере изначально их не устанавливать, используя только закрытые полки, то со шкафами проблема пока никак не решается. Это пылесборники, такие же как рельеф на стенах, наружная поверхность подвесных светильников, внутренние полости батарей отопления. Современные подоконники и отопительные приборы имеют гладкие, почти полированные поверхности, с которых легко сдуть или стереть загрязнения - это несомненно заслуга дизайнеров, которые вникли в это обстоятельство и значительно снизили накал проблемы. А вот рельеф на стенах в офисе и шкафы остались без подобного решения. Может быть производители мебели рано или поздно предложат рациональное решение по уменьшению загрязнения или уборке этой части, то рельеф, который постепенно входит в  современный офис, остается целиком на совести дизайнера или выбравшего его руководителя. Уважаемые дизайнеры и руководители постарайтесь использовать рельеф на стенах в легкодоступных местах, не загоняйте его под потолок. Помните что от этого выбора впоследствии Вы будете иметь опрятный офис, без серого налета и паутины. Вот и вся премудрость. А поверхность на шкафу пока можно застелить нетканым материалом, который легко сворачивается в трубочку вместе с покрывающей его пылью и затем промывается или выбрасывается.

Места общего пользования.

Именно общего, поэтому усилий и внимания дизайнера  к ним должно быть больше чем к прочим помещениям. Почему, спросите Вы? Потому что наиболее нагруженными и подверженными износу и повреждениям являются именно эти места. Потому что все огрехи видны всем. Потому что ремонт или переделка создаст неудобство и "напряжет" весь офис. Поэтому недопустимо чтобы эти помещения имели ошибки или нравились только одному или двум сотрудникам. Если они незаметны, значит дизайнеру удалось добиться универсальности. Поверьте это действительно трудно, исполнить эти помещения для всех "нейтральными". Отсутствие ошибок в отделке мест общего пользования воспринимается как норма, а наличие, пусть даже небольшой ошибки воспринимается всеми отрицательно. Общие требования к отделке мест общего пользования примерно такие же как требования по композиции при написании картины художником. Важно чтобы  элементы офиса уравновешивали друг друга, были сбалансированны. Все это относится к "идеальным" помещениям, которые только проектируются или находятся на стадии реконструкции или строительства. Реальные же помещения полны неожиданностей, где без дизайнера точно не обойтись. Например на входе в офис, прямо перед глазами, выпирает огромная колонна, избавиться от которой не представляется возможным. Примите это обстоятельство как данность, и не превращайте его в проблему. Существует несколько способов спрятать масссивность колонны и при этом получить неплохой визуальный эффект. На рисунке приведен один вариант подобного оформления колонны. Такого же эффекта можно добиться за счет применения зеркальных вставок или полос из полированной нержавейки. У опытных дизайнеров всегда есть несколько приемов чтобы добиться желаемого, либо раздробить объект, либо задрапировать, либо превратить его во что то новое и полезное. Например колонна - светильник или колонна - рекламное место для логотипа.  

дизайн офиса

Ошибки дизайнера при оформлении офисов.

Самой частой и можно сказать распространенной ошибкой при оформлении офиса является бездумное следование требованиям заказчика. Извините, что это не относится к рекомендациям и элементам по дизайну, но это так. Впоследствии Вас же обвинят в непрофессиональности и заставят переделать то на чем настаивал хозяин. Тому полно примеров. Например один господин, начитавшись журналов жены решил покрасить все комнаты и стены офиса в разные цвета. Это якобы поднимает производительность труда и делает жизнь веселее. Денег на дорогую краску не пожалел. Мнение дизайнера его не интересовало. Спустя немногим больше года стоило больших усилий перекрашивать его творчество, потому что краски были очень яркие, два слоя для них было мало, а господину пришлось переезжать в одну комнату. Догадайтесь кто был виноват?  Только не господин. Второй пример из практики. Уже другой господин решил подвеселить коридор и перекрасил стены в малиновый цвет с оттенком "ультра".  Пример был взят из умной переведенной на русский язык зарубежной книги по дизайну. Если в книге так нарисовано, значит это истина в последней инстанции, а все дизайнеры ничего в дизайне не понимают. Почти дословно. Краска продержалась долго, качественная. Аж два года, причем последний год держалась на упрямстве господина директора. Смыть пришлось по просьбе коллектива. Про выяввление виновного история умалчивает. 

Интернет полон  картинок с проектами по дизайнерскому оформлению офисов. Но что странно, в большинстве экспозиций, представленных для всеобщего обозрения как то много стекла и свободного пространства, никем не занятого. Все вместе вроде ничего, можно сказать молодежно, но почему то пусто. Попытки мысленно рассадить в таком офисе побольше людей кончаются неудачей. Предлагаемые проекты офисов больше подходят для вестибюлей отелей и банков нежели для офисов.  Руководителю компании важно как можно меньше платить за площади и усадить в этот минимум как можно больше людей. Пример тому американский тип офиса  "open space". Уж кто кто, а американцы в этом доки, деньги жмут из всего. Сгоняют людей вместе и требуют работу. Наверное эта критика слишком злая. Кое что из их прошлого и нам сгодится. Поэтому скорей всего эти картинки из интернета так и останутся картинками, без реального воплощения, поскольку далеки от реальности. 

Реальные офисы в большинстве своем стандартны до скукоты, и сравнить их с картинками из интернета невозможно. Это как красное сравнивать с горьким, настолько разный общий знаменатель. До большинства реальных офисов опытная рука дизайнера доберется еще не скоро. Но попытки скрасить сегодняшнюю обыденность предпринимать надо. Не надо только делать ошибок, которые потом трудно исправить, потому что это дорого или в ряде случаев просто невозможно. Как с самостроем, порой легче и дешевле снести и заново построить, чем потом долго исправлять чужую глупость, потому что до конца исправить невозможно.

Офис в стиле лофт как пример ошибки, совершенной на стадии проекта.

Пожалуйста, в отделке офиса отнеситесь скептически  к требованию заказчика применить натуральный камень, или кирпич, особенно в значительном массиве. Это модное поветрие пришло от опять же американского  стиля "лофт", а в русском воплощении выглядит аналогично тому как фотоаппаратом гвозди заколачивать. Для пояснения сравним подходы. Американский подход. Изначально, в Америке, лофт родился потому, что  бывший завод или фабрика, как заготовка  для помещения бросово дешева.  Это минимум затрат на обустроиство жилья в больших цехах  бывших фабричных корпусов, что понятно и оправдано. Хотя жить в бывшем цеху, даже приукрашенном, не сахар. Это градостроителям очевидно, что  бывшая фабрика не  годится для жилья, особенно с семьей. Лофт - временный вариант перекантоваться крутому холостяку. Так  родилась эта мода. А бездумное следование моде принимает порой абсурдное выражение. Например как у нас в России.  Российский подход зиждется на совершенно другой по стоимости заготовке.  Интерьерный вирус лофта поселяется в изначально хорошее или даже отличное дорогое помещение, причем и в жилой новостройке, отделкой  интерьера "под старый кирпич" и в нежилой. Вот этот подход совсем непонятен и маловероятно что оправдан. Вложений в реализацию стиля при нефабричной заготовке кратно больше чем в изначальный  американский "лофт", а можно ли так жить, практично ли это и надолго ли? Маловероятно что кто то об этом задумывался.  Что модно, то да , модно. А вот как с пользой? Все таки "лофт" как минимум затрат оправдан, а как максимум затрат нет. Кроме того, с позиций качества среды, лофт подразумевает темные оттенки в отделке и проигрывает светлым офисным. Можно ли долго и успешно трудиться в подобном помещении? Не будет ли повтор ситуации как в  истории с просьбой коллектива смыть "ультра" с коридорных стен? Сравнение светлого тона среды с темным  "лофтом" не в пользу последнего. Поэтому лофт в интерьере это не дизайн, а скорее всего прихоть богатого. Архитектурный лофт в виде реновации бывших промзон - это дизайн, это классно и правильно. Лофт в интерьере кафе или ночного клуба - да, это оправдано. Лофт в офисе или жилье - нет. Нет потому, что это нельзя признать улучшением среды.

Кухни и санузлы.

Основное правило дизайнера - эти помещения должны иметь такое исполнение чтобы можно было их  легко мыть. Не протирать мокрой тряпкой, а именно мыть с применением химических и чистящих веществ. Поэтому основной материал для пола и стен - керамическая плитка. Если небольшое пространство санузла выполнить из материалов темных цветов, то получится совсем плохо. Пространство сожмется еще больше. Светлые краски беспроигрышный вариант. На рисунке для сравнения приведены 3 варианта исполнения санузла. Согласитесь что светлые полы даже кажутся чище.

 

дизайн санузла санузел в офисе оформление офисов

 

 

Общие рекомендации по отделке помещений офиса.

Старайтесь избегать  повторяющихся горизонтальных полос, визуально понижающих высоту помещения. Этот прием актуален в узких коридорах, где требуется привести в соответствие ширину прохода и его высоту или в помещениях с очень большой высотой потолка. Вертикальные полосы на стенах в ряде случаев позволят работать даже при низких потолках в помещении. Недостаток освещения - очень распространенный грех, действительно работать в темном помещении просто тяжело. Избегайте концентрации мебели в небольшом пространстве, вытерпеть такое сможет только бывший "подводник", привыкший к своей компактной подлодке. Крупный пестрый рисунок на  стенах уменьшает, сужает пространство офиса. Быстрее накапливается усталость. 

Можно бесконечно продолжать эту благодатную тему. Тем более что на вкус и цвет товарищей нет. Кто то может все считать по другому. Арбитром всему - время. Время показывает что именно остается как полезное и правильное, а что, как "остальное" уходит в историю.

Успехов Вам в Вашей праведной деятельности. Помните что Ваша главная задача с помощью своих способностей воплотить в интерьере офиса  атмосферу для плодотворной деятельности и продуктивного труда. Трудитесь! Люди будут Вам благодарны.